Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

Дата: 8 декабря 2017 в 13:23

      Дыхательные игровые упражнения при заикании являются важнейшим условием успешной коррекции. Они направлены на формирование здорового, цельного, равномерного дыхания. С помощью упражнений устраняется поверхностность, неравномерность дыхания, восстанавливается четкость речи.  

При занятиях дыхательными упражнениями необходимо соблюдать следующие требования:

- не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;

- не заниматься после еды;

- занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;

- не переутомляться, при недомогании отложить занятия;

- дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

- Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

- Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

- Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

- Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).

- На одном выдохе произносить не больше 3—4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.

- В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

- Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.

Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.
         При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

1.«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки при выполнении этого упражнения.

2.«Кораблики». Наполнить таз водой и научить ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Можно устроить соревнование: чей кораблик  дальше уплыл.

3.«Футбол». Соорудить из конструктора или другого материала ворота, взять шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграть с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру«Кто быстрее».

4.«Бульбульки». Взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налить много воды, почти до краев, а в другой налить чуть-чуть. Предложить ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратить внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого взять разноцветные стаканчики и трубочки и предложить ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

5.«Волшебные пузырьки». Предложить ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувать пузыри самим, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6.«Дудочка». Предложить ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7.«Губная гармошка». Предложить ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом наша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращать внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8.«Цветочный магазин». Предложить ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

9.«Свеча». Сделать большие разноцветные свечи и поиграть с ними. Нужно попросить ребенка подуть на синюю свечу, затем на красную и т.д.  Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10.«Султанчик». Плавно набрать воздух и длительно дуть на «султанчик».

11. «Остудим горячий чай». Вдох носом, на выдохе произнести «ф-ф-ф»- «остудить» чай в чашке.

12. «Насос». Выполнять стоя, имитируя движения, совершаемые в процессе накачивания шины; стоя- вдох, медленно наклониться и длительно произнести «ш-ш-ш», выпрямиться -вдох.

13. «Крылья». Вдох- руки поднять вверх, выдох- руки опустить.

14. «Гребля». Дети сидят на полу, ноги полусогнуты- вдох, наклон вперед- выдох.

15. «Пузыри». Набрать воздух полной грудью, затем задержать дыхание, бегать по комнате, после сделать остановку и выдохнуть воздух «ш-ш-ш».

16. «Маятник». Руки на поясе- вдох, наклон в одну сторону- выдох; и.п.- вдох, наклон в другую сторону- выдох.

    Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушки-вертушки;  свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами); обычный воздушный шар на ниточке; мыльные пузыри.

     Перечисленные игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

 Регулярные занятия дыхательными игровыми упражнениями при заикании способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.